История города

Датой рождения Бердянска считается год 1827-й от Рождества Христова.

Но есть археологические свидетельства, что ещё в глубокой древности в области современного Бердянска жили люди. Найдены и исследованы следы двух поселений эпохи неолита и ранней бронзы (3 тысячелетие до н. э.).
Только 3 ноября 1827 года были отмежеваны земли для причала и города (Государственный архив древних актов, № 605). Выгоду выбора этого места одобрил и император Николай I, посетивший Приазовье 20-21 октября 1828 года, следуя из Мариуполя в Крым. Много бурь-ветров пронеслось с тех пор над уютным городком, нашедшим пристанище у основания Бердянской косы.
В 1827 году были построены первые дома для таможенной заставы частного пристава Холмогорова, первый каменный дом купца Кобозева. Начали строить домики из сырцового кирпича и приписавшиеся жители.


...14 сентября 1852 года. Ровно двадцать восемь лет минуло с тех погожих ноябрьских дней, когда 10 и 11 числа на этом месте, здесь, близ Бердянской косы, флотский капитан Николай Критский провел промер глубины залива. Держа в руках лот, бывалый моряк окончательно убедился, что лучшего места для строительства морского порта на северном Приазовье нет. Об этом рассказал в свой последний визит в Бердянск князь М.С.Воронцов, которого по праву считают одним из основателей города. Он также сообщил о том, что предопределило необходимость открытия морского порта и строительство города. Главная причина – Приазовье производило много товарного зерна, для продажи которого нужен был рынок.
Интересы экономического развития требовали решения важной и, пожалуй, ключевой транспортной проблемы. Это был труднейший период – подытожил М.С.Воронцов. «Идея Д. де Ришелье и Ланжерона, моих предшественников, была верна. Нужен был порт. С помощью А.Грейга и Н.Критского найдено действительно верное место для устройства пристани. А я просто исполнил государеву волю».
«Если предложения об открытии в этом месте порта исполнятся, то я всегда и везде буду готов сознаться, что мы Вам обязаны теми сведениями, без которых дело сие не могло бы быть решено», – ответил М.С.Воронцов на рапорт Н.Д.Критского, в котором капитан второго ранга впервые выразил согласие в правильности принятого решения о приостановлении строительства пристани у Обиточной косы.
Капитан Критский убедился, что граф М.С.Воронцов принял к сведению его доводы и предложения, касающиеся строительства пристани у Бердянской косы. Но окончательно были развеяны сомнения и принято решение новороссийским генерал-губернатором только после очередного рапорта Николая Дмитриевича от 20 февраля 1825 года: «Бердянская коса превосходит фантастически достоинством своим Обиточную, и получить ней вы можете заиметь убежище и порт, какой неужто Севастополю уступит...».
Весной 1825 года на берегу Бердянского залива началось строительство пристани, которое продолжалось пять лет. Подрядчиком изъявил желание стать Н.С.Кобозев. Несколько позже бердянцы изберут его первым городским головой. В этой должности он пробудет около 20 лет, что заслуживает уважения.
23 июня 1830 года Керчь-Еникальский градоначальник И.А.Стемпковский известил генерал-губернатора М.С.Воронцова рапортом: «для открытия Бердянской пристани я отправляюсь на Берды сам 24 числа сего июня...».
«1 июля 1830 года, – сообщает газета «Санкт-петербургские ведомости», №93, – Керчь-Еникальский градоначальник Стемпковский и начальник ногайцев Барактарев прибыли в назначенное место и после благодарственного молебна и возглашения многолетия государю императору началось открытие. Трудно представить себе радость жителей возникающего города и окрестностей его»
Вскоре о новом порте на северном побережье Азовского моря узнают за границей. Если в 1836 году Бердянск посетило одно иностранное судно, то спустя два года их число увеличилось до 50. Анализ посетивших Бердянский порт иностранных судов убедительно показывает, что их число неуклонно растет с 1837 по 1864 год и увеличилось в 3,5 раза. Особенно впечатляют данные о росте объемов экспорта пшеницы в эти годы с 300 тысяч пудов в 1837 году до 3 миллионов 500 тысяч пудов в 1864 году. Рост экспорта составил 11,7 раза.
Вместе с портом бурно рос и развивался Бердянск. Если в 1830 году его население составляло 211 человек, то за восемь последующих лет оно возросло более чем в 15 раз. В 1836 году в виде опыта Бердянск на пять лет был объявлен открытым портом (журнал МВД за 1839 г., №2, часть 31). Как видно из документов, опыт оказался удачным. В том же году Сенат издал указ об учреждении таможенной заставы, которую позже возглавит титулярный советник В.К. Крыжановский.
Посетив Бердянск в 1838 году, спустя восемь лет после открытия пристани, М.С.Воронцов написал письмо Н.Джурасовичу: «Этот город действительно меня поразил успехами, которые он сделал в последние два года. Торговля идет удивительным образом. нынешний год отпущено товаров на 1500 тыс. руб. серебром и это из того места, из которого три года назад не отпускали и на сотню рублей...» (письмо от 8 июля 1838 г.).
Отрадно, что тогдашние руководители порта и города осознавали многие проблемы и старались изыскивать и привлекать денежные средства для их решения. Это выразилось в привлечении отечественного и иностранного капитала, предоставлении льгот и освобождении от налогов сроком на 10 лет лиц, переселившихся в Бердянск. В 1855 году дарованные Бердянску льготы были продлены еще на 10 лет. Это свидетельство того, какое значение придавало царское правительство освоению северного Приазовья и в частности Бердянску.
Не случайно многие иностранцы, покинув Одессу, Мариуполь, Ростов, переезжают и открывают торговые конторы в нашем городе. В 1840 году в Бердянске уже было 14 иностранных контор, несколько позже получивших статус консульств. В 1841 году порт и селение получили права и привилегии города. В 1842 году город становится центром крупнейшего по занимаемой площади и числу крестьянских хозяйств уездом царской России.
Сомнений в счастливом будущем Бердянска не было.
17 ноября 1844 года был утвержден герб Бердянска. В 1857 году по высочайшему повелению герб города был увенчан короной с тремя зубцами, а как украшение, вокруг щита – Александровская лента с двумя накрест положенными за ним золотыми якорями, которые подчеркивают расположение города у моря.
Начиная с 40-х годов XIX века, довольно широко и бойко шел рост внутригородской торговли, которую вели 200 зерновых магазинов-складов, 70 купеческих лавок. Действовали также 2 трактира, 3 кофейни, казино и две гостиницы. Кроме того, в Бердянске работали 6 паровых мельниц, 3 маслобойни, 15 перерабатывающих предприятий, салотопенный, свечной, 15 кирпичных и 7 черепичных заводов («Азовское море с его приморскими и портовыми городами, их жителями, промыслами и торговлею внутри и вне России», издание 1855 г., С.-Петербург).Стержнем всей экономической жизни Бердянска становится морской порт. В 1839 году в порт прибыло с грузом около 200 каботажных судов. Шло экономическое развитие близлежащих и прибрежных селений.

Возросшее значение порта подтвердилось 24 марта 1852 года, когда управление городом перешло к начальнику порта. Товарооборот Бердянского порта возрастал стремительно, а значит требовали совершенствования портовые сооружения. В 1859 году удлинили причал, в 1866 году построили мол. Для защиты города и грузившихся в порту торговых кораблей решено было соорудить волнорез (подрядчик Н.С.Кобозев).
В майские дни 1855 года азовские песчаные берега близ Бердянска окутались пороховым дымом. В сотнях верст от театра военных действий находился Бердянск, но война задела и его. Англо-французская эскадра несколько раз обстреливала Бердянск, требовала контрибуции, но защитники города отразили натиск неприятеля.
После Крымской войны работы по сооружению волнореза продолжились и 24 марта 1869 года были окончены. В 1838 году на южной оконечности Бердянской косы, как советовал капитан Н.Критский, был сооружен Нижнебердянский маяк (подрядчик К.Томазини), на 23-метровой башне которого в 1840 году зажгли сигнальный огонь. В 1883 году построили второй маяк – Верхнебердянский.
Возросшее значение порта подтвердилось 24 марта 1852 года, когда управление городом перешло к начальнику порта. Товарооборот Бердянского порта возрастал стремительно, а значит требовали совершенствования портовые сооружения. В 1859 году удлинили причал, в 1866 году построили мол. Для защиты города и грузившихся в порту торговых кораблей решено было соорудить волнорез (подрядчик Н.С.Кобозев).
В майские дни 1855 года азовские песчаные берега близ Бердянска окутались пороховым дымом. В сотнях верст от театра военных действий находился Бердянск, но война задела и его. Англо-французская эскадра несколько раз обстреливала Бердянск, требовала контрибуции, но защитники города отразили натиск неприятеля.
После Крымской войны работы по сооружению волнореза продолжились и 24 марта 1869 года были окончены. В 1838 году на южной оконечности Бердянской косы, как советовал капитан Н.Критский, был сооружен Нижнебердянский маяк (подрядчик К.Томазини), на 23-метровой башне которого в 1840 году зажгли сигнальный огонь. В 1883 году построили второй маяк – Верхнебердянский.
Шли годы. Время шагнуло через середину XIX столетия. Бердянск, как центр торговли юга России, состоялся. Казалось, все будет неизменным. Но реформа 1861 года дает новый толчок – начался интенсивный рост капиталистического производства. Емкий рынок сбыта продукции, наличие рабочей силы способствовали формированию промышленного капитала с участием отечественных и зарубежных предприятий. Бердянск из торгово-купеческого (30-70 гг.) превращается в промышленно-торговый (80-90 гг., начало ХХ века).В 1876 году в городе открываются сборочные мастерские сельскохозяйственных машин и орудий фирмы «Клейтон». В дальнейшем представитель фирмы Д.Гриевз откупил мастерские, ставшие основой будущего машиностроительного завода.

Вслед за англичанином заводы сельскохозяйственных машин основали Матиас и Шредер. Плодородные земли края представляли собой почти неисчерпаемый рынок сбыта сельхозмашин. Появляются предприятия Винца и Янцена, Сальстрема, Феттера, Клавдина, Луцкого. На протяжении 80-90 гг. в Бердянске возникают новые производства – кожевенное, консервное, увеличивается выпуск кирпича, черепицы. (Орлов. Будагов. «Указатель фабрик и заводов Европейской России», изд. 1894 г.).
Благоприятные условия для выращивания зерна, гарантированный сбыт выращенного урожая позволили резко увеличить экспорт. В 1897 году продажа зерна выросла до 15 млн. пудов, а в 1910-1912 гг. – до 25 млн. пуд. В Бердянском уезде зарождается кредитное движение в виде ссудо-сберегающих товариществ. это позволило земледельцам уезда в 1896 году открыть первый в России крестьянский банк – «Кредитный союз».
Население города Бердянска резко возросло. В 1842 году население составляло 5 тыс. человек. (С.-Петербург. арх. ф. 218 оп. 3 д. 1848, стр. 19.). В 1849 году очередной рубеж – 7058 бердянцев (Новороссийский календарь за 1850 г., стр. 66), в 1859 году – 9530 (Экономическое состояние город. поселений России в 1861-1862 гг.). Обратим внимание на близлежащие к Бердянску города: Орехов – 4191 чел.; Ногайск (Приморск) – 3248 чел.; Александровск (Запорожье) – 3729 чел.
Город развивался и рос, хотя на первых порах застройка его велась бессистемно и хаотично. В центре возводились особняки знати, купцов, священников, служебные помещения. А на окраинах возникали слободки: Матросская, Немецкая, Солдатская (более известная как Лиски), Собачья балка, Гавриловка, Ближние и Дальние Макорты...
В апрельский день 19 числа 1862 года по «высочайшему рескрипту» конформирован план города Бердянска. Эта планировка сохранилась в центральной его части до наших дней. В 70-х годах в городе открываются мужская и женская гимназии, два народных училища, первая в России школа для бедных девочек. В 1859 году с введением в строй телеграфной линии Херсон–Бердянск–Ростов наш город был соединен с остальной частью страны телеграфом. Несколько ранее, в 1842 году, в Бердянске открыли две почтовые станции – город-скую и уездную.
В 1838 году первую школу в Бердянске основал мещанин Д.Пачекчиев. Но вскоре она была закрыта, и лишь в 1842 году распахнула двери приходская школа, где могли заниматься 50 учащихся. Успехи бердянского земства в народном образовании позволили ему принять участие в Парижской выставке 1900 года, представив экспонаты, раскрывающие уровень образования в нашем крае. Результат – высшая награда.
Промышленный подъем, начавшийся в конце XIX и начале XX века, благотворно отразился на экономике Бердянска. С 1894 по 1898 год осуществляется капитальное переустройство порта, и в частности, под руководством инженера С.Р.Лукомского сооружаются береговая набережная, широкий и узкий молы, углубляется канал. Необходимость проводимых работ диктовалась постоянным ростом грузооборота порта.




В 1899 году бердянцы впервые увидели паровозный дым, услышали заливистый гудок, известивший о том, что закончились 30-летние ходатайства о проведении железной дороги. Это позволило, независимо от погодных условий, обеспечить регулярную доставку товаров в порт. В 1910 году Бердянский порт достигает максимального грузооборота – 30 млн. 974 тыс. пудов зерна. В 1903 году начато и в 1907 году окончено строительство городской электростанции. В 1914 году были основаны портовые механические мастерские петербургского адмиралтейства.
Сооружались предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья. В преддверии 1917 года заработал русско-американский кооперативный завод (в будущем послуживший основой индустриальных гигантов «Фрезер» и «Калибр»).В 1917 году франко-бельгийское общество в нагорной части города открывает аэропланный завод.

В конце XIX века наш город обретает известность как перспективный курорт. В 1902 году Бердянская городская управа построила на берегу Красного озера деревянное здание небольшой грязелечебницы. Мнения авторитетных врачей, проводивших исследования, профессоров Рубашова, Корнилова и Бурксера подтвердили, что «климат Бердянского курорта весьма ценен, в нем соединяются два элемента: с одной стороны, степь, с другой – море с его особенностями». Получив в 1915 году государственную субсидию, городские власти использовали ее для развития курорта. К 1917 году были выстроены каменные здания грязелечебницы и курзала, заложен парк. Проложена железнодорожная ветка, соединившая курорт со станцией Бердянск-порт. Высокая эффективность лечения на Бердянском курорте привела к росту его популярности.
Впервые посещавшие Бердянск единодушно восхищались чудесным внеш-ним обликом города. В 1897 году В.Семенов-Тянь-Шаньский пишет: «Город отличается сравнительным благоуст-ройством...». Литератор Н.Лауданский восхищенно рассказывает в журнале «Нива», № 16 за 1901 год: «Замечательное внешнее благоустройство, столь редкое среди наших уездных провинциальных городов...».
А ведь всего десяток лет назад градоначальник порта и города П.П.Шмидт, оставивший заметный след в его истории, в рапорте губернатору отмечал: «...город утопает в грязи, нет ничего похожего на сад. Засажены на мои средства деревья». Благодаря настойчивости градоначальника большинство центральных улиц Бердянска были вымощены отличным брусчатым камнем. Булыжные мостовые нашего города могли соперничать с лучшими в России.
И вообще, многое, что происходило в нашем Бердянске, заслуживало приставки «впервые» не только в Таврической губернии, но и во всей царской России. Говоря словами одного из известных бердянцев В.Э.Гаевского: «Бердянск со своим природным портом, находясь в центре Азовского побережья, назначен самой природой быть главным рынком Приазовья».

Данные всероссийской переписи населения в Бердянске в 1897 году: Солдатская слобода насчитывала 4651 жителя, пригород Хомутовка – 799, слобода Дьяконовка – 86, Немецкая слобода – 787, пригород Сады – 62, Матросская слобода – 1078, сады за Немецкой слободой – 991, Собачья балка – 1044, сады на горе – 17, Ближние Макорты – 251, Дальние Макорты – 221, коса – 234.
Рубеж столетий – важная веха в истории. В преддверии ХХ века число бердянцев, проживавших в городе, составило 26,5 тыс. человек, в Александровске (Запорожье) – 20,1 тыс. чел., Мелитополе – 18,8 тыс. человек. (Россия. Полное географическое описание нашего Отечества, т. 14. Новороссия и Крым. 1910 г.). Можно сказать, что Бердянск занимал достойное, подобающее ему место не только в регионе Северного Приазовья, но и во всей Российской империи.
Подробно о становлении Бердянска как перспективного курорта сообщает буклет «Бердянская городская грязелечебница при Красном озере», изд. 1908 года. В нем помещен очерк о деятельности Бердянской городской грязелечебницы за 1903-1907 гг. «Бердянская грязелечебница начала свою деятельность в 1902 г. в весьма скромных помещениях с самыми простыми приспособлениями для лечения грязью, но затем в каждом последующем году должна была, вследствие наплыва больных, увеличивать свои помещения и усовершенствовать способы лечения грязью, что в значительной степени в ней и достигнуто, и в настоящее время (1908 г. – прим. авт.) может в ней отпускаться ежедневно более 300 ванн». За вышеуказанные пять лет, продолжают авторы буклета, число больных, лечившихся в ней, составляет 1030. Качество грязи не уступает по анализу таковой в Саках, и случаи излечения тяжких проявлений разных болезней стали привлекать в Бердянск больных издалека. Число больных, приезжавших в 1907 году для повторного лечения, составляло одну седьмую всего числа больных этого сезона, что указывает на большое доверие больных грязелечебнице. В приложении №2 приводится состав больных за 1907 год. Среди пользовавшихся услугами бердянской грязелечебницы числились жители Москвы, Киева, Харькова, Варшавы и даже Сибири.
Более обширно и подробно рассказывает о Бердянске на рубеже XIX и XX веков путеводитель «Крым», изд. 1914 года. Тогда население города составляло 35 тысяч жителей, в нём было более 4 тыс. домов. Большинство горожан составляли русские и украинцы. Но проживали в Бердянске также греки, болгары, караимы, евреи и немцы. Иностранцев насчитывалось более тысячи человек, так как в городе размещались 9 консульств иностранных государств.

Большой популярностью пользовались наши лечебные лиманы. Ежегодно свыше 3 тысяч отдыхающих наполняли улицы города шумом и веселым гамом. Кроме железнодорожной ветки от станции Чаплино, сообщение с городом было и по морю. Летом совершались ежедневные рейсы пароходов в порты на Дону, Азовском и Черном морях. Доступность цен на продукты и обилие солнечных дней никого не оставляли равнодушными. В Бердянск стремились приехать в августе-сентябре, когда поспевала знаменитая «березка» – вино-град шасла.
На курорте для принятия рапных и грязевых процедур было 76 мраморных ванн. Солнечно-грязевые процедуры одновременно принимали 150 человек. Кроме того, имелись хорошо устроенные купальни на лиманах, морские теплые углекислые («Наугейм» и «Францесбад»), серно-хвойные и серно-щелочные ванны П.П.Чепракова и Калтыкяна.
Отдыхающие могли поселиться в гостиницах «Континенталь» и «Пальмира» на Азовском проспекте (ныне проспект Ленина), «Бристоль» на Биржевом проспекте (проспект Труда), «Босфор» на Театральном проспекте (улица Ульяновых) и в «Европейской» на Таможенной площади (в районе нынешнего парка им. П.Шмидта). Предлагались в большом количестве комнаты в частных домах.
По городу ходили одно- и пароконные извозчики. Они могли доставить желающего в любой конец Бердянска, к вокзалу и порту. Популярной была услуга извозчиков – катание, в том числе и на повозках на резиновом ходу. Катали отдыхающих и на лодках.
В городе работали кулинарные курсы Снессаревской, где проходили подготовку повара и официанты. Вечером, когда наступала приятная прохлада, любимыми местами отдыха были городской сад-парк на Восточном проспекте (ныне Пролетарский), Шмидтовский сквер, обнесенный железной решеткой с оригинальными воротами. Их можно было ещё недавно увидеть у входа на старое бердянское кладбище. Летом в сквере ежедневно играл духовой оркестр. В Зимнем театре гастролировали заезжие труппы и актеры. не оставался без внимания отдыхающих и летний театр в саду Гурского.
В Бердянске на заре ХХ столетия выходили две ежедневные газеты – «Бердянские новости» и «Бердянский курьер», а также газеты с другой периодичностью – «Бердянское эхо», «Банковский день», дважды в неделю выходил «Бюллетень Бердянской биржи» и на немецком языке – газета «Дер Ботшафтер». Работало 4 книжных магазина.
В городе имелся водопровод, было электрическое освещение. Основа экономики – Бердянский порт. В 1910 году он достиг своего наивысшего грузооборота как во внутренней, так и во внешней торговле – 33799 тысяч пудов. В 1914 году работали 27 фабрик и заводов.
Вот мнение о нашем Бердянске известного ученого-путешественника В.П. Семенова-Тянь-Шаньского: «Кроме обширной вывозной торговли, главным предметом которой является зерно и меньше мука, Бердянск ведет довольно крупную и внутреннюю торговлю, являясь при этом значительным распределительным рынком получаемых товаров для весьма широкой округи». (Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. т.14. «Новороссия и Крым». 1910 г., стр. 622).


Каждый, избранный и на должность городского головы, – это эпоха в жизни Бердянска. У руля городской власти около 20 лет стоял Н.С.Кобозев. В прошлом эти обязанности также выполняли И.Ф.Матиас, И.Ф.Геммерле, В.И.Саханев, К.П.Константинов, К.С.Аргиропуло, И.Д. Деметриадис, В.Э.Гаевский, В.И.Анопов и другие, известные в то время люди.
Во второй половине века в городе появились небольшие промышленные предприятия, открылись банки. Во всей Европе был известен завод Д.Гриевза по производству жнеек. Заводы сельхозмашин открыли Шредер и Матиас. Словно грибы после дождя появились канатно-шпагатная фабрика Венца и Янцена, свечно-восковой завод Сальстрема, колбасная фабрика Лицмена, пивоваренный завод Феттера, макаронная фабрика Клавдина, типография Эдигера. Итальянцы построили городскую электростанцию. Превращение Бердянска в портово-промышленный и торгово-купеческий город, усилия демократически настроенных кругов сопровождались значительными изменениями в его облике. К этому времени в городе выходили две ежедневные газеты, работали три библиотеки, четыре книжных магазина, водопровод, имелось освещение. В 1899 году, после многих бюрократических трудностей и проволочек, Бердянск наконец получил железнодорожное сообщение со станцией Чаплино.

Февральская революция 1917 года не обошла стороной и Бердянск. 3 марта 1917 года в городе был создан Совет рабочих и солдатских депутатов, в котором в большинстве оказались меньшевики и эсеры. Но вскоре ряды большевиков пополнились возвратившимися с каторги А.Мазиным, из эмиграции – И.Вильнером, А.Озолем и другими. В начале декабря 1917 года состоялись выборы в Совет, на которых подавляющее число мест получили большевики. 10 декабря 1917 года Советская власть в Бердянске победила мирным путем. Председателем Бердянского Совета был избран Александр Алексеевич Дюмин. Бердянский Совет стал проводить в жизнь декреты ІІ Всероссийского съезда Советов.
Годы гражданской войны и интервенции обескровили Бердянск и его партийную организацию, но уже в 1922 году авторитет Коммунистической партии значительно возрос. Верным помощником партии был комсомол. Первая молодежная группа в Бердянске была создана Е.М.Кабо в 1919 году. Крепкие комсомольские ячейки были созданы на Первомайском, Азово-Черноморском заводе и других предприятиях.
Наличие продуктов в городе Бердянске на ноябрь 1920 года составляло: муки 1140 пудов, сахара-песка – 850 пудов, соли – 2327 пудов, капусты – 160 пудов. Рабочим и служащим выдавался только один хлеб, сахара – по 0,5 фунта каждому рабочему и служащему.
В мае 1921 года было принято решение выдавать всем рабочим и служащим по 0,5 фунта сахара и 0,2 фунта тюльки, детям до пяти лет – по 0,5 фунта сахара и 0,5 фунта манной крупы, детям до 16 лет и учащимся – по 0,5 фунта сахара и 0,5 фунта макарон, соль и кофе на едока по норме.
Базарные цены на некоторые продукты в Бердянске в 1921 году были: хлеб черный – 2200 руб. 1 фунт, молоко – 2,5 тыс. руб. за 1 кварту, яйца – 5 тыс. руб. за 1 десяток, колбаса – от 5 до 10 тыс. руб. за 1 фунт, масло коровье – 13 тыс. руб. за 1 фунт, помидоры – 2,5 тыс. руб. за 1 фунт.
За пуд соли давали 100 г сала, за пуд сырых овощей – 1,5 фунта соли, за пуд соленых овощей – 3 фунта соли.
V Всеукраинский съезд Советов в 1921 году переименовал Александровскую губернию в Запорожскую. Город Александровск был переименован в город Запорожье. В Запорожскую губернию вошли пять уездов: Запорожский, Бердянский, Мелитопольский, Больше-Токмакский, Гуляй-Польский.
Одним из первых в 1922 году возобновил работу Первомайский завод, а в 1924 году он уже превосходил по объемам производства довоенный уровень. Чуть позже начал работать Азово-Черноморский завод. В этом же году начали работать кирпично-черепичный завод, макаронная фабрика, мельница. С каждым годом все больше предприятий вставало в строй уже работающих – «Газпивзавод», кожевенный завод, маслозавод, обувная и мебельная фабрики. Приблизительно в 1920 году возобновили свою работу механические мастерские порта.
В 1937 году закончилось строительство городской электростанции. Ее ток получили промышленные и коммунальные предприятия, жилые дома. На пустыре в северо-западной части города появился крекинг-завод.
Весной, как только море освобождалось ото льда, десятки судов отходили от причалов Бердянского рыбозавода.
В первые годы строительства народного хозяйства добыча и переработка рыбы велись частным способом. В 1926 году рыбаки города объединились в кооператив «Свободный рыбак». На базе кооператива в 1929-1930 годах возникли рыболовецкие колхозы имени Ленина, имени Горького и «Красный рыбак». Все предприятия были подчинены «Укразоврыбтресту».
Издавна славился Бердянск своими садами и виноградниками. Годы гражданской войны нанесли большой урон виноградному хозяйству, но в последующие годы посадки виноградников превысили довоенный уровень. Был организован кооператив «Винпром». В 1919 году на базе национализированных больших плантаций был организован совхоз «Красные винограды» («Жовтнева хвиля»). Так как совхоз наращивал объемы продукции, нужен был винзавод.
Годы империалистической и гражданской войн оставили тяжелый след в хозяйстве морского порта – часть флота была затоплена, часть разграблена и захвачена белогвардейцами. В 1927 году порт уже работал и осуществлял связи со многим странами мира. Пароходные лини связывали Бердянск прямыми рейсами с Мариуполем, Таганрогом, Ростовом, Керчью, Ялтой.
Сильно разрушен был и железнодорожный транспорт – белогвардейцы, махновцы разрушили много мостов, железнодорожных путей, а шпалы разворовали. Полностью были разрушены пути, которые соединяли железнодорожную станцию с портом и курортом. Трудящиеся города возобновили работу этого объекта и в город начали поступать составы с оборудованием и материалами для промышленных предприятий, а из Бердянска отправлялась продукция в другие районы страны.
Помимо железнодорожного транспорта, стал развиваться и автомобильный. Уже в 1928 году Бердянск имел автомобильное сообщение с Мариуполем.
Развивалась связь. Районная контора была расположена на улице Кирова. В одноэтажном здании разместилось отделение «Союзпечати», а во дворе была конно-почтовая станция, состоящая из четырех лошадей. В 1921-1922 годах город обслуживали четыре почтальона, а телеграммы разносил один человек. Постепенно число почтовых отделений возросло до восьми. Появился городской радиоузел, в квартирах были установлены радиоприемники.
Из города после революции ушли купцы-негоцианты. В торговле господствующее положение приобрели государственные и кооперативные организации. Наибольшим был «Горрабкооп», который в 20-е годы имел 34 магазина, пекарню, цех колбасного производства, винный погреб. Работали столовые, рестораны, кафе, закусочные. В январе 1918 года в Бердянске начал работать райпотребсоюз, который поставлял товары в села. Государственная торговля в 30-е годы вытеснила собственников.
В годы строительства социализма владельцы кустарных и ремесленных мастерских, которые осуществляли бытовое обслуживания населения, объединились в кооперативные артели. Чтобы обеспечить нормальную их работу, в 1925 году было организовано кооперативное общество «Кредитор-кустарь», которое кредитовало артели, снабжало их сырьем и материалами.
В городе готовились учительские кадры – открылся педагогический техникум, который работал до 1935 года. В 1933 году был открыт педагогический институт. В 1920 году была организована профессионально-техническая школа и вечерний пятилетний рабфак. В 1928 году они были реорганизованы в индустриальный технику. В 1921 году была создана агрошкола, на базе которой позже был создан техникум плодовиноградарства, открылся медицинский техникум.
В 1935-36 учебном году в учительском институте были факультеты естественный и физико-математический, на которых обучались 504 студента, на рабочем факультете было 188 человек. В институте работали один кандидат наук, 10 доцентов, 11 преподавателей, 8 ассистентов. В комсомольской организации состояли 198 человек.
В городе работали три техникума – индустриальный (265 учащихся), виноградарный (201 учащийся) и фельдшерская школа.
К услугам трудящихся были два кинотеатра, киноустановки в клубах, действовал городской театр. В 1921 году было несколько библиотек, число которых в последующие годы значительно возросло. В Бердянске был краеведческий, художественный музеи. В связи с антирелигиозной пропагандой многие служители культа вынуждены были перейти на общественно-полезный труд.
До 1940 года экономика Бердянска сделала большой шаг вперед. Работали предприятия союзного значения (Первомайский, Азово-Черноморский и крекинг-завод), которые давали продукции более чем на 70 млн. рублей в ценах 1926-1927 гг.



Комментариев нет:

Отправить комментарий